Наступает время закрытия нефтяных и газовых месторождений?

Мировой финансово-экономический кризис вносит коррективы в планы развития компаний нефтегазового сектора. Сокращение инвестиций, прежде всего, коснется геологоразведочных работ. В будущем это может грозить падением объемов добычи углеводородов и сокращением ресурсной базы.

Тезис о том, что сегодня добывающая промышленность проедает запасы, разведанные еще в советские времена, скоро может наполниться новым содержанием. Вспомним, как в начале 2000?х говорили о постоянном снижении объема буровых работ, происходившем по причине относительной обеспеченности компаний сырьевыми ресурсами на достаточно длительную перспективу.

Действительно, тратить средства на геологоразведку в то время, как на нефтяных месторождениях эксплуатировались только наиболее продуктивные скважины, было бессмысленно с экономической точки зрения. Еще в 2004 году, по оценкам Министерства природных ресурсов, на геологоразведочные работы (ГРР) было необходимо тратить ежегодно не менее 4 млрд. долларов, чтобы обеспечить прирост запасов, сопоставимых с уровнем добычи. На деле эти расходы едва дотягивали до 25% .необходимых затрат.

Рост мировых цен на сырье позволил компаниям и государству закладывать большие суммы на геологоразведку. Были определены перспективные районы освоения новых месторождений, в частности, углеводородных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Особое внимание к воспроизводству базы углеводородного сырья Восточной Сибири связано прежде всего с началом строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) для обеспечения ее наполнения в будущем. Этапы геологического изучения недр на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), охватывающей зону ВСТО, прописаны в соответствующей государственной программе.

Общие затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья в 2005–2008 годах на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) составили 11 млрд. рублей. В 2009–2010 годах финансирование ожидается в сумме 5,3–5,4 млрд. рублей ежегодно. Затраты компаний на геологическое изучение недр лицензионных участков в последние годы также значительно выросли, и за 2005–2008 годы составили 35,3 млрд. рублей. Объемы ГРР ежегодно увеличивались более чем в 1,5 раза. Большая часть средств за это время (52%) инвестирована компаниями, работающими на территории Красноярского края. Примерно по 24% вложено в геологическое изучение лицензионных участков в Иркутской области и в Республике Саха (Якутия).

По всем признакам финансирование приоритетных государственных проектов в этом году не снизится. Соответственно, будут найдены средства и на ГРР на месторождениях, входящих в зону ВСТО. Благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре в 2009 году кризис мало коснется государственных добывающих компаний газового сектора.
Например, о большом объеме работ по геологическому изучению недр, запланированных на 2009 год, заявлено в компании «Востокгазпром» (дочка «Газпрома»).

Здесь предстоит выполнить подсчет запасов по Казанскому, Рыбальному и Мыльджинскому месторождениям, подготовить проекты на строительство разведочных и поисковых скважин, а также провести пробную эксплуатацию Останинского, Мирного, Пинджинского, Рыбального месторождений (Томская область). Прирост запасов будет осуществляться также за счет малых и средних месторождений, на которых работает «Востокгазпром», которые обладают более сложной геологической структурой и экономикой извлечения запасов«.

В то же время неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти заставляет снижать темпы ГРР нефтедобытчиков. Российские нефтяные компании обсудили с Минприроды и Роснедрами возможность сокращения ГРР из-за мирового финансового кризиса. Решено не отзывать лицензии у компаний, обеспечивших финансирование на уровне не менее половины от объема 2008 года. Российские компании не преминули воспользоваться этими послаблениями.

Они уже объявили о существенном сокращении инвестиций на 2009 год. В основном сокращение коснется ГРР, в то время как капитальные вложения в проекты по расширению и интенсификации добычи нефти на новых и существующих месторождениях останутся практически прежними.

В нынешнем году объем финансирования геолого-разведочных работ может сократиться до 80 млрд. рублей. О снижении объема инвестиций в геологоразведку в 2009 году уже объявили крупнейшие вертикально интегрированные компании. Эти события заставили более 30 российских сервисных геолого-разведочных компаний написать обращение к главе правительства Владимиру Путину, в котором они призывают государство поддержать их деятельность.

Чтобы сохранить расходы на ГРР в докризисных объемах, они предлагают обязать частные компании в случае получения госкредитов тратить эти деньги на геологоразведку, а также восстановить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Со своей стороны руководители нефтедобывающих компаний не скрывают, что будут продолжать сотрудничество с теми сервисными геолого-разведочными организациями, которые «приведут цены на свои услуги в соответствие с рыночной конъюнктурой». Действительно, в последние годы стоимость геолого-разведочных работ в Восточной Сибири выросла более чем в полтора раза, а по некоторым видам работ — более чем вдвое.

Принятие и реализация государственных программ по геологическому изучению Восточной Сибири, начало строительства трубопровода ВСТО и связанный с этим повышенный интерес компаний к ресурсам прилегающей территории привели к значительным инвестиционным вливаниям в ГРР на этой территории. «Геолого-разведочные предприятия не способны так быстро наращивать свои возможности, как того требует ситуация.

И дело не в том, что не хватает технических возможностей — оборудование и технику можно приобрести. Не хватает специалистов необходимой квалификации, — отмечает руководитель отделения экономики минерального сырья и информационных технологий Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья, доктор экономических наук Александр Герт.

— На их подготовку требуется не один год. Особенно это справедливо в отношении представителей геолого-геофизических специальностей. Здесь даже перевод специалистов из других районов, например, из Западной Сибири в Восточную, не решает проблемы. Нужны знание геологического строения территории и практический опыт«.

Снижение объемов ГРР станет для нефтедобычи фактором, безусловно, негативным. Сокращение вдвое объемов финансирования может свести на нет усилия по поддержанию ресурсной базы и объемов добычи на существующем уровне. Тем не менее, волна сокращения ГРР по Сибири прокатится, и в основном по традиционным регионам добычи, где лицензии были выданы давно, но не были четко прописаны объемы и сроки работ. На этих территориях компании смогут откладывать дорогостоящие мероприятия, не опасаясь последствий со стороны контролирующего органа — Роснедр.

Те же лицензионные участки, которые были распределены относительно недавно, в том числе в Восточной Сибири, содержат конкретные ежегодные объемы сейсмики и бурения, которые недропользователь обязан выполнить. За ненадлежащее исполнение этих обязательств он рискует лишиться лицензии. К тому же освоение нефтегазового потенциала Восточной Сибири является одним из стратегических проектов в нефтегазовой сфере, который находится под особым вниманием Правительства РФ.

В связи с падением мировых цен на нефть и кризисом ликвидности недропользователи проявляют все меньше интереса к новым, еще не распределенным перспективным участкам. Даже льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при освоении Восточной Сибири и континентального шельфа не компенсируют недостаточно высокую рентабельность и сложности с освоением лицензионных участков.

Поэтому в сложившихся экономических условиях не обойтись без специального стимулирования добывающих компаний по выполнению ГРР. Стимулирование должно проводиться посредством экономических и правовых методов. Под экономическими имеются ввиду дифференцированное снижение ставок по платежам за пользование недрами и другие налоговые преференции. Под правовыми методами подразумевается обязательное выполнение минимального объема ГРР, обусловленного принятыми лицензионными обязательствами. Для отдаленных и труднодоступных участков можно предусмотреть более длительный период геологического изучения«.

Вместе с тем существует ряд законодательных положений, которые препятствуют развитию геолого-разведочных работ. С принятием поправок к Закону «О недрах» и нового Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» оказалось, что компании, в которых определенная доля принадлежит иностранцам, или они контролируются российскими владельцами через оффшоры, приравнены к иностранным.

Теперь если результатом поисковых работ «иностранцев» станет открытие стратегического месторождения с запасами свыше 70 млн. тонн нефти или 50 млрд. куб. м газа, то государство вправе, руководствуясь интересами национальной безопасности, изъять лицензию у первооткрывателя и передать ее одной из госкомпаний. По существу, это требование означает запрет на участие в поисках углеводородов как иностранных, так и многих российских структур, если иностранцам принадлежит хоть один процент вложений.

По мнению ученых Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья, на начальном этапе освоения слабоизученной территории государство должно взять на себя осуществление региональных ГРР и в случае подтверждения нефтегазоносности региона и выявления геологических структур провести лицензирование участков. В дальнейшем недропользователь обязан провести доразведку лицензионного участка, постановку на баланс выявленных запасов и подготовить эти запасы к эксплуатации. На этом этапе государство берет на себя контролирующие функции.

Основным механизмом государственного регулирования геолого-разведочных работ по выданным лицензиям является контроль за выполнением лицензионных соглашений, где прописаны объемы ГРР. Если они не выполнены, государство может отозвать лицензию у недропользователя, что регламентировано соответствующими законодательными актами.

Источник: Промышленные ведомости №1-2, январь, февраль 2009