Обслуживание и ремонт ГРП

Пожар на ГРП из-за утечки природного газа (Омская область, 2010 г.) Несмотря на то, что практически все современные газорегуляторные пункты (ГРП) имеют высокие эксплуатационные характеристики, абсолютно любой ГРП может полностью или частично выйти из строя. Главная задача персонала, который обслуживает ГРП, - своевременное обнаружение и устранение неполадок в работе оборудования. С какими проблемами чаще всего сталкиваются специалисты, осуществляющие проверку и ремонт газорегуляторного оборудования? Что является причиной возникновения аварийных ситуаций? Как предотвратить сбои в работе оборудования?..

Резьбовые и фланцевые соединения

Самые опасные и, к сожалению, самые распространенные аварии на ГРП происходят из-за утечки природного газа. ГРП – это не только специальное оборудование, но и огромное количество резьбовых и фланцевых соединений. Для появления утечки газа вполне хватает и одного, казалось бы, пустякового нарушения технологии монтажа соединительных элементов - достаточно неправильно затянуть тот или иной болт, использовать для крепления болты разного диаметра или установить прокладки из низкокачественных материалов. Устранение аварийной ситуации данного типа – наиболее сложная процедура из всего перечня работ по ремонту газового оборудования: ликвидировать утечку природного газа необходимо с максимальной осторожностью, применяя исключительно современные методы и материалы. Так, для замены прокладок во фланцевых соединениях рекомендуется использовать только тщательно пропитанные в масле клингеритовые и паронитовые прокладки или прокладки, изготовленные из маслобензостойкой резины. Пропитка прокладок масляными красками или белилами, равно как применение нескольких «прокладочных» слоев – это грубое нарушение технологии, которое рано или поздно приведет к новым авариям на ГРП.

Снизить вероятность появления утечки природного газа можно только в том случае, если, по возможности, оптимизировать схему работы ГРП и сократить число соединительных участков. Если в ГРП имеется вспомогательное помещение, предназначенное для размещения отопительного оборудования, то для предупреждения последствий аварий рекомендуется обращать внимание на плотность перегородок, разделяющих помещения. В газорегуляторных пунктах с печным отоплением важным условием безопасности является плотность металлического кожуха на отопительном оборудовании.

Ротационные газовые счетчики

Сбой в работе ГРП, приводящий к появлению утечки природного газа, часто может быть связан и с выходом из строя ротационных газовых счетчиков. Наиболее распространенные причины утечки в данном случае – неплотная затяжка накидных гаек импульсных газопроводов, неисправные прокладки, перекос присоединительных фланцев и т.п.

Если не вращаются сами роторы счетчика или прибор учета работает, создавая перепад давления выше допустимых параметров, то рекомендуется проверить пространство между стенками камеры и роторами – вполне возможно оно засорилось механическими примесями. Если засорились коробки с зубчатыми колесами - рекомендуется «влажная уборка» колес и заливка чистого масла в коробку. Нередко бывают ситуации, когда роторы вращаются, но сам прибор учета не справляется с функциональными обязанностями - не показывает расход природного газа или показывает «левые» данные. Причин выхода ротационного счетчика из строя в данном случае может быть несколько - засорился редуктор, изменился в большую сторону зазор между стенками камер и роторами или банально сломался счетный механизм.

Газовые фильтры

Утечка газа нередко происходит и по вине газовых фильтров, которые в процессе эксплуатации засоряются механическими примесями. Главным признаком того, что засорился газовый фильтр, является значительный перепад давления из-за увеличившегося сопротивления потоку природного газа. Перепад давления на фильтре может спровоцировать разрыв металлических сеток обоймы. Избежать возникновения аварийных ситуации из-за неисправности газового фильтра можно только при помощи регулярной проверки уровня давления. Если наблюдаются отклонения от нормы, то рекомендуется произвести очистку газового фильтра от механических примесей.

- Как определить, что газовый фильтр засорился?

- В паспорте каждой модели фильтра указан предельный перепад давления газа. Рабочее состояние фильтров определяется как раз при помощи замера перепада давления. Если перепад соответствует или близок к предельному значению, то это сигнал, что фильтр нуждается в очистке.

Задвижки

Неисправность в работе задвижек – так же одна из причин появления утечек природного газа. Рассмотрим несколько вариантов того, как и почему задвижки выходят из строя. Во-первых, утечка газа может происходить из-за износа уплотнительных поверхностей на корпусе и дисках: физический износ уплотнительных поверхностей позволяет природному газу «проскакивать» даже через закрытую задвижку. Во-вторых, вполне может быть сломана и сама задвижка – оторвались диски от шпинделя, искривлен шпиндель, сломан маховик задвижки или появились трещины буксы сальника и т.п.

Предохранительно-запорные клапаны

Еще одна проблема, возникающая при эксплуатации ГРП, - выход из строя предохранительно-запорных клапанов. Если клапан не перекрывает подачу природного газа, то, вполне возможно, произошло засорение клапана или появился какой-либо дефект седла. Выявить и устранить неисправность данного типа можно только после разборки клапана. Между тем, клапан может оставаться открытым и пропускать газ и при таких дефектах, как заедание рычагов или заедание штока. Обнаружить подобную неисправность можно при визуальном осмотре устройства. Наоборот, если клапан, как и положено, перекрывает подачу, но давление природного газа не повышается регулятором, то, возможно, произошло засорение импульсной трубки, разрыв мембраны головки, самопроизвольное закрытие "предохранителя" из-за сильной вибрации оборудования ГРП или допущены ошибки при настройке клапана. Если клапан не открывается при настройке, то, вероятней всего, заедает шток клапана, клапан оторвался от штока (эту неисправность можно обнаружить при поднятии клапана) или засорился перепускной клапан.

- Как проверить настройки ПЗК и ПСК?

- Проверка предохранительно-запорных клапанов предполагает определение зависимости срабатывания клапанов от уровня давления. Метод проверки относительно прост – нужно всего лишь повысить выходное давление и посмотреть, при каких параметрах будут срабатывать клапаны. Так, для срабатывания ПСК достаточно повысить выходное давление на 15% выше, чем рабочее. ПЗК срабатывает при повышении давления на 25%.

Регуляторы давления РД

При эксплуатации газовых регуляторов типа РД в ряде случаев наблюдается увеличение выходного давления. Происходит это по причине неисправности регулятора. В частности, повышение выходного давления бывает, если имеется дефект седла клапана, нарушена целостность мембраны, повреждено мягкое уплотнение клапана или сила упругости пружины не подходит для выбранного при настройке режима давления. Не менее распространенная неисправность – сброс газа в атмосферу через предохранительное устройство (ПУ) регулятора. Чаще всего сброс газа происходит из-за ошибок при настройке предохранительного устройства, из-за засорения клапана ПУ или появлении дефектов седла ПУ. Если давление природного газа на выходе из регулятора РД постепенно или резко падает, то специалист по обслуживанию газового оборудования должен будет проверить, не сломалась ли пружина, не засорился ли клапан регулятора или газовый фильтр, установленный до регулятора. Если при работе регулятора наблюдается пульсация давления, то, вероятней всего, имеет место малый расход природного газа (по сравнению с пропускной возможностью регулятора), засорилась импульсная трубка или допущена ошибка при выборе места крепления импульсной трубки к газопроводу.

- Как определить чувствительность и плотность мембран?

- Для проверки плотности мембран достаточно провести визуальный осмотр или воспользоваться мыльной эмульсией. Чувствительность мембран определяется при помощи изменения нагрузки на мембрану.

Регуляторы давления РДУК и РДСК

Иногда бывает, что РДУК или РДСК не пропускает газ потребителям. Устранить данный вид неисправности можно, если проверить целостность мембраны, работоспособность регулировочной пружины регулятора пилота и осмотреть сбросную импульсную трубку на предмет засорения. Кроме этого, нельзя исключать, что произошло засорение или обмерзание клапана пилота. При разрыве мембраны специалист по обслуживанию оборудования должен будет разобрать газовый регулятор и установить новую мембрану. Неисправность пружины регулятора пилота можно выявить при визуальном осмотре во время снятия пружины. Если РДСК или РДУК повышает давление газа, то, возможно, не совсем плотно закрыт клапан, заело шток клапана или засорилась импульсная трубка.

- Как проверить плотность прилегания клапана к седлу?

- Один из способов проверки плотности закрытия клапана – уменьшение нагрузки на мембрану при закрытом клапане. Если клапан закрыт плотно, то шум прослушиваться не будет. Кроме этого, определить плотность прилегания клапана можно при помощи листа бумаги, вложенного между седлом, и клапаном или картограмм регистрирующих устройств и приборов.